Нервно-психическое развитие ребенка от 2 до 6 лет

развитие детей дошкольного возрастаКак оценить уровень психомоторного развития ребенка дошкольного возраста и его соответствие нормам? Что умеет ребенок в 2, 3, 4, 5, 6 лет?

С каждым месяцем и годом дети взрослеют не по дням, а по часам, происходит бурное расширение двигательной активности, общения, речевых возможностей, памяти.

Нервно-психическое развитие ребенка: второй год жизни

  • 13-15 месяцев – уверенно ходит в течение продолжительного времени, может приседать, наклоняться, пятиться. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Может сам собрать пирамидку, играет с куклой и пытается «кормить» ее. Продолжается речевое развитие ребенка (знает более 10 простых слов и произносит их).
  • 16-18 месяцев – переступает через небольшое препятствие, быстро запоминает увиденные движения и повторяет их. Знает, где лежат его игрушки, одежда. В состоянии есть не только густую, но и жидкую пищу ложкой. В речи детей можно услышать первые полноценные правильные слова.
  • 19-21 месяц – быстро ходит, начинает бегать. В состоянии частично снять одежду (трусики, шорты, шапочку), зачастую уже может собрать пирамиду с учетом величины колец.  Начинается приучение к горшку. Продолжается  нервно-психическое развитие ребенка, быстро развивается словарный запас – малыш уже произносит около двадцати слов, причем среди них все больше правильных.
  • 22-24 месяца – уверенно бегает и прыгает, может частично одеться с помощью родных. С удовольствием играет на детской площадке. В речи появляются прилагательные и местоимения. В 2 года ребенок уже знает и использует в речи 40-50 слов.

Нервно-психическое развитие детей на третьем году жизни

  • 25-28 месяц – дальнейшее развитие ребенка позволяет ему уверенно преодолевать небольшие препятствия при ходьбе, улучшается координация при выполнении точных движений. Играет малыш не только один, но и с другими детьми. В состоянии самостоятельно вымыть и вытереть руки. Появляется фразовая речь.
  • 29-30 месяц (в 2,5 года) – малыш уверенно ходит не только по ровной поверхности, но и по лестнице вверх и вниз. Выполняет танцевальные движения под музыку, может самостоятельно одеться, не застегивая пуговицы. Активно участвует в совместных играх с другими детьми. В речи появляются не только простые, но и сложные предложения.
  • 31-33 месяцы – обучается езде на трехколесном велосипеде. Рисует карандашом, лепит из пластилина простые фигурки. Продолжается нервно-психическое развитие ребенка, совершенствуются его моторные навыки, что позволяет довольно уверенно одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы и даже завязать шнурки. Малыш самостоятельно ест, знакомится с другими детьми и играет с ними. Выговаривает правильно почти все звуки (за исключением «р», «л», шипящих). Ребенок может задавать вопросы «где?», «куда?».
  • 34-36 месяцев – в 3 года малыш приобретает множество необходимых навыков, уверенно ходит, бегает, прыгает, преодолевает препятствия, самостоятельно ест ложкой, приучен к туалету. Ребенок знает, как его зовут, кто он – мальчик или девочка, как его фамилия. К трем годам жизни словарный запас детей обычно увеличивается до 200-250 слов (хотя встречаются случаи “молчания” до 3 лет, а затем наступает бурный речевой прогресс).

Психомоторное развитие и кризис трех лет

В 3-3,5 года относительно  спокойный и жизнерадостный ребенок вдруг становится упрямым, строптивым, непослушным. Непредсказуемость поведения зачастую ставит взрослых в тупик – как реагировать на крики, разрушительные реакции, негативизм, капризность, истерики? Почему ребенок так себя ведет?

Прежде всего, это следствие развития, взросления малыша, переход от раннего детского возраста, когда он во всем полагался на родителей и выполнял их требования, к периоду отстаивания своего «я», к попыткам самостоятельного принятия решений. Правда, такая самостоятельность в большинстве своем ничем не обоснована и не подкреплена. Однако прохождение такого периода в жизни ребенка (реакция эмансипации) необходимо как для приобретения новых навыков, так и для осознания своей индивидуальности, отделения своего «я» от взрослого.

Такое поведение не говорит о какой-то патологии и нарушении психомоторного развития детей дошкольного возраста. Кризис трех лет – это не болезнь, а естественное явление, нормальная психологическая реакция ребенка. Вот только проявляется такой кризис у всех по-разному и во многом это зависит от поведения взрослых. В большинстве случаев все капризы и истерики быстро проходят, если родители выбирают правильную тактику реагирования: не заостряют внимание на негативных проявлениях и поддерживают обоснованные попытки ребенка сделать что-то самостоятельно. И такая учеба не проходит даром – дети становятся более активными, способны управлять собой в некоторых ситуациях: они воображают, придумывают, играют, общаются, растут умственно и физически.

А вот при сохранении чрезмерной возбудимости детей, частых проявлениях истерического поведения с громким плачем, криками, агрессией, падениями прямо на улице или в магазине, появлением «закатываний» с кратковременной остановкой дыхания просто необходимо своевременно обратиться к врачу-неврологу для проведения тщательного исследования психомоторного развития детей дошкольников и назначения индивидуально подобранного лечения.

Нормы развития ребенка в 4 года

  1. Движения: ребенок может подпрыгнуть на двух ногах из положения стоя и в движении. Спускаясь по лестнице, малыш в состоянии шагать через ступеньку. Бросает и ловит брошенный ему мячик. Самостоятельно одевается и обувается, в том числе может расстегнуть пуговицы и завязать шнурки. Чистит зубы, используя зубную щетку. Таким образом психомоторное развитие детей дошкольного возраста выходит на новый уровень.
  2.  Мышление, память, речь. Доступна классификация предметов по общим признакам (овощи, посуда, животные, одежда), в разговоре используются глаголы в прошедшем времени, наречия. Ребенок понимает единственное и множественное число, различает основные цвета, собирает конструкцию из кубиков, разбирает и собирает матрешку, складывает разрезанные на несколько частей картинки. Быстро запоминает стихотворения, слова песен, простую мелодию. Начинается период бесконечных вопросов «почему», «как», «зачем» и т.п.
  3. Социальные контакты: охотно играет со сверстниками, причем с соблюдением установленных правил, без капризов и ссор.

Что умеет ребенок в 5 лет

1.    Движения: прыгает на одной ноге на месте и в движении, ходит на носочках. Бросает маленький мячик и ловит его кистью. Неплохо рисует карандашом, собирает детский конструктор.
2.    Психоречевое развитие детей в 5 лет. Составляет рассказ по увиденной картинке, отличает вымысел (сказку) от реальных событий. Может нарисовать человечка, используя несколько основных деталей (руки, ноги, голова, туловище). Доступен счет до пяти, а то и десяти. Ребенок запоминает свой домашний адрес (улицу, номер дома), знает, как его зовут, фамилию и возраст. В речи появляются различные предлоги вроде «в», «на», «над», «под», «рядом», «около». Зачастую дети к пяти годам знают почти все буквы.
3.    Продолжается расширение социальных контактов со сверстниками и взрослыми.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста в 6 лет

  1. Движения: хорошо бегает, прыгает, приседает, наклоняется, танцует под музыку. Обучается езде на самокате, двухколесном велосипеде. Делает утреннюю гимнастику, становится доступной ходьба на лыжах.
  2. Продолжается развитие мышления и памяти: формируются основные пространственные представления (определение правой и левой стороны, верха и низа, внутреннего и наружного, складывание довольно сложного конструктора, разрезных картинок). Одним из любимых занятий становится рисование – дети рисуют увиденные предметы, животных, автомобили, дома, раскрашивают картинки-раскраски. Ребенок в 6 лет в состоянии сравнивать понятия, классифицировать и выделять предметы, распознавать переносный смысл пословиц и поговорок, метафор (золотые руки», «свинцовая туча» и т.п.). Многие дети уже умеют читать и способны к выполнению счетных операций в пределах десяти, решают простые арифметические задачи.
  3. Речевые навыки: в словарном запасе детей дошкольного возраста может быть несколько сотен, а то и тысяч простых и сложных слов, из которых составляются полноценные сложные предложения. Речь становится основным средством общения с окружающими.
  4. В социальном плане ребенок 6 лет становится готовым к обучению в школе, он вполне контролирует свое поведение, способен осознать свои переживания и выразить свое состояние словами.

Подробную характеристику психомоторного развития дошкольников каждой возрастной группы можно получить, пройдя обследование в динамике у опытного детского психолога, а при наличии задержки развития – у невролога, психиатра. Своевременно назначенное лечение и длительные реабилитационные мероприятия в части случаев позволяют полностью устранить имеющиеся нарушения психомоторного развития детей дошкольников , а при выраженной умственной отсталости – обеспечить выработку хотя бы простейших бытовых навыков, социальной адаптации,  облегчить уход за больным.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *